Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

вулф томас клейтон

Энциклопедический словарь

Вулф Томас Клейтон (Wolfe) (1900-1938), американский писатель. Лироэпические романы о конфликте труженика-созидателя и мира бездуховности, социальной жестокости («Взгляни на дом свой, Ангел», 1929; «О времени и о реке», 1935; «Домой возврата нет», 1940). В совокупности они сложились в современный «роман воспитания», символически укрупняющий факты из биографии американца-романтика до притчи о всеобщности единичного человеческого опыта и воссоздающий поэтический образ повседневной жизни народа.

* * *

ВУЛФ Томас Клейтон - ВУЛФ (Wolfe) Томас Клейтон (1900-38), американский писатель. Лироэпические романы о романтическом конфликте труженика-созидателя и мира бездуховности, социальной жестокости («Взгляни на дом свой, Ангел», 1929; «О времени и о реке», 1935; «Домой возврата нет» 1940) сложились в современный «роман воспитания», символически укрупняющий факты жизни творчески настроенного американца до притчи о всеобщности единичного человеческого опыта. Повести («Портрет Баскома Хока», 1932), рассказы, пьесы.

* * *

ВУЛФ (Wolfe) Томас Клейтон (3 октября 1900, Эшвилл, шт. Северная Каролина - 15 сентября 1939, Балтимор), американский писатель.

Почти все написанное Вулфом, по существу, представляет собой единую книгу, с долей условности подразделяемую на четыре относительно самостоятельных романа и цикл взаимосвязанных повестей. Центральный персонаж этих романов, в первых двух носящий имя Юджин Гант, а в двух заключительных - Джордж Уэббер, на всем протяжении рассказа остается нескрываемо автобиографическим героем, а основная цель Вулфа неизменна: она в том, чтобы читателем постоянно «ощущался весь простор и вся неукротимость американского континента».

«Гипертрофия чувства»

Эпический цикл составляют прижизненно опубликованные романы «Оглянись на дом свой, Ангел» (1929) и «О времени и о реке» (1935), а также посмертно напечатанные «Паутина и скала» (1939) и «Домой возврата нет» (1940; в рукописях все четыре книги представляли собой единый рассказ, который был подразделен на отдельные части, главным образом, стараниями М. Перкинса, многолетнего редактора и близкого друга Вулфа, он выведен в повествовании под именем Лис Эдвардс). Свой замысел автор характеризует как «историю художника... вышедшего из самой простой семьи и познавшего всю боль, все заблуждения, всю потерянность, через которую проходит каждый человек земли».

Вулф тоже вырос в среде заурядных обывателей, в глухой провинции: Эшвилл в его книгах назван Альтамонтом, а затем Либия-Хиллом. Однако с юности писатель ощущал себя наследником всего исторического опыта, связанного с формированием американской нации, и участником продолжающегося социального эксперимента, который должен сделать его страну идеальным обществом, где воцарится абсолютная свобода личности, чья жизнь подчинена творческому дерзанию и поиску высших духовных истин.

Автобиографический герой Вулфа родственен Фаусту, устремленному к конечной гармонии и нетленной красоте, вопреки хаосу, уродству и жестокости, с которыми ему приходится день за днем сталкиваться в обществе, порабощенном мелочными своекорыстными интересами. Суть великого эксперимента, в который превращает свою жизнь этот персонаж, определяется его стремлением преодолеть отчужденность между людьми, наполнив реальным смыслом представление о жизни как об альтруистическом искании абсолютных ценностей. Общность этого идеала создает непрерывающуюся преемственность от поколения к поколению - мотив, предопределивший важность темы отца, с которым герою необходимо установить непосредственный контакт и постоянное живое общение, как бы побеждая физические законы бытия. Свои отношения с окружающими герой также подчиняет органичному для него представлению о естественной общности всей человеческой семьи, но в реальности он сталкивается с эгоизмом, скепсисом или интеллектуальной изощренностью, подавляющей спонтанные порывы души. Несовместимость героя, чьим главным отличительным свойством критики называют «гипертрофию чувств», и мира, где преобладает расчетливость на грани цинизма, составила один из основных конфликтов, которые проходят через всю историю жизни Ганта / Уэббера.

Травмированный уже самыми первыми соприкосновениями с действительностью, этот герой, однако, остается антагонистом «потерянного поколения» (см. ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ), так как не ощущает своей чужеродности по отношению к воспитавшему его миру, напротив, он мечтает о родственном единстве с этим миром, о возвращении «домой». Понятие «дом», включающее в себя Эшвилл времен юности героя, но также и поэтичность детского восприятия жизни вместе с ощущением ее незамутненной гармонии, приобретает ключевое значение в творчестве Вулфа, придавая его прозе интенсивный лиризм и яркую метафоричность.

Скитания и возвращения

Время действия в романах Вулфа охватывает несколько десятилетий от Гражданской войны 1861-65 (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США) до «Великой депрессии» начала 1930-х годов. Однако история воссоздается только через ее отслоения в памяти героя и эмоциональные отголоски: идея реконструкции прошлого отвергнута, прошлое интересует автора лишь в тех случаях, когда оно становится нестирающейся памятью, вне зависимости от объективного значения событий, оказавших особенно сильное воздействие на сознание героя в юности (романы о Ганте) или зрелости (романы об Уэббере). Скитания героя вдали от «дома» и постоянные возвращения в город его детства оказываются и странствиями во времени, также возвращающими его к нескольким эмоционально самым значительным моментам собственной жизненной истории или истории близких предков Ганта / Уэббера. Эпическое повествование Вулфа строится как роман-поток, чаще всего лишенный четко обозначенных конфликтных линий, кульминаций и развязок.

Вместе с тем у Вулфа нашли непосредственный отголосок важнейшие события его эпохи: мировой экономический кризис (который и сделал невозможным возвращение Уэббера «домой», так как мир его детства - реальный и порожденный иллюзиями героя - исчез навеки), триумф фашизма в Германии, где разворачивается действие ряда эпизодов романа «Домой возврата нет». Умудренный социальным опытом герой по-новому оценивает собственную ситуацию в социуме между двумя мировыми войнами. Перемена имени героя в заключительных томах эпопеи должна была, по мысли автора, подчеркнуть существенность изменений, которые произошли в его самосознании.

По сравнению с первыми двумя томами, завершающие разделы цикла отмечены тяготением к конкретике картин социальной жизни и намного более интенсивным, чем прежде, использованием монтажа, при помощи которого, как в «Листьях травы» его учителя У. Уитмена (см. УИТМЕН Уолт), оказывалось возможно, по убеждению Вулфа, создать панорамный всеохватывающий образ действительности во времена грандиозных исторических потрясений. Смерть от менингита не позволила Вулфу полностью осуществить свой замысел.

Энциклопедия Кольера

ВУЛФ Томас Клейтон (Wolfe, Thomas)

ТОМАС ВУЛФ

ТОМАС ВУЛФ

(1900-1938), американский писатель. Родился 3 октября 1900 в горном курортном городе Ашвилле (шт. Северная Каролина). Развитый не по годам мальчик рос в беспорядочной обстановке пансиона, который держала мать. В пятнадцатилетнем возрасте он поступил в университет Северной Каролины с намерением изучать право. После окончания учебы в 1920 Вулф решил стать драматургом и поступил в Гарвардский университет, главным образом для того, чтобы заниматься в широко известном семинаре по драматургии, которым руководил профессор Дж.П.Бейкер ("Мастерская 47"). Через три года он отправился в Нью-Йорк с пьесами Добро пожаловать в наш город (Welcome to Our City) и Маннерхаус (Mannerhouse), но не нашел продюсеров, желающих поставить эти необычные произведения с множеством действующих лиц и громоздкими сценами. Чтобы иметь время для писательства, Вулф преподавал английскую литературу в Нью-Йоркском университете. В университете он проработал с февраля 1924 по январь 1930, время от времени наезжая в Европу. В 1925 он влюбился в Алину Бернстайн. Она побудила его завершить автобиографический роман, который был издан в 1929 под названием Оглянись на дом свой, ангел (Look Homeward, Angel). Скомпоновать книгу из громоздкой рукописи Вулфу помог М.Перкинс (1884-1947), прославленный редактор издательства "Чарлз Скрибнерз санз", ставший его наставником и близким другом. Книга была благожелательно встречена критикой. В 1930, получив стипендию Гуггенхайма, Вулф порвал с миссис Бернстайн и уехал в Европу. Во время Великой депрессии (1929-1933) он вел одинокую жизнь в Бруклине и в конце концов, побуждаемый Перкинсом, закончил второй роман, О времени и о реке (Of Time and the River, 1935), - о дальнейшей жизни своего героя Юджина Ганта. Эта книга также пользовалась большим успехом. О своем творческом методе Вулф рассказал в эссе История одного романа (The Story of a novel, 1936; рус. перевод 1974). В последние годы жизни Вулф сменил издателя, перейдя к "Харперз энд бразерз", частично отошел от прежнего напряженно лирического стиля и сделал героем двух опубликованных посмертно автобиографических романов - Паутина и скала (The Web and the Rock, 1939) и Домой возврата нет (You Can't Go Home Again, 1940) - нового персонажа, Джорджа Уэббера. Летом 1938 во время поездки на западное побережье США Вулф заболел пневмонией; в результате активизировалась туберкулезная инфекция, поразившая мозг. Умер Вулф в Балтиморе 15 сентября 1938. Четыре романа и малая проза Вулфа, собранная в двух книгах, От смерти до утра (From Death to Morning, 1935) и Там, за холмами (The Hills Beyond, 1941), представляют собой, по сути, один огромный roman clef (фр.; роман, в котором под вымышленными именами выведены реальные люди) - его герои и события напрямую отражают пережитое самим автором.

ЛИТЕРАТУРА

Вулф Т. Взгляни на дом свой, ангел. М., 1971 Вулф Т. История одного романа. - В кн.: Писатели США о литературе. М., 1974 Вулф Т. Домой возврата нет. М., 1977 Вулф Т. Портрет Баскома Хока. М., 1987 Вулф Т. Жажда творчества: Художественная публицистика. М., 1989

Полезные сервисы