Вулф Томас Клейтон (Wolfe) (1900-1938), американский писатель. Лироэпические романы о конфликте труженика-созидателя и мира бездуховности, социальной жестокости («Взгляни на дом свой, Ангел», 1929; «О времени и о реке», 1935; «Домой возврата нет», 1940). В совокупности они сложились в современный «роман воспитания», символически укрупняющий факты из биографии американца-романтика до притчи о всеобщности единичного человеческого опыта и воссоздающий поэтический образ повседневной жизни народа.
* * *
ВУЛФ Томас Клейтон - ВУЛФ (Wolfe) Томас Клейтон (1900-38), американский писатель. Лироэпические романы о романтическом конфликте труженика-созидателя и мира бездуховности, социальной жестокости («Взгляни на дом свой, Ангел», 1929; «О времени и о реке», 1935; «Домой возврата нет» 1940) сложились в современный «роман воспитания», символически укрупняющий факты жизни творчески настроенного американца до притчи о всеобщности единичного человеческого опыта. Повести («Портрет Баскома Хока», 1932), рассказы, пьесы.
* * *
ВУЛФ (Wolfe) Томас Клейтон (3 октября 1900, Эшвилл, шт. Северная Каролина - 15 сентября 1939, Балтимор), американский писатель.
Почти все написанное Вулфом, по существу, представляет собой единую книгу, с долей условности подразделяемую на четыре относительно самостоятельных романа и цикл взаимосвязанных повестей. Центральный персонаж этих романов, в первых двух носящий имя Юджин Гант, а в двух заключительных - Джордж Уэббер, на всем протяжении рассказа остается нескрываемо автобиографическим героем, а основная цель Вулфа неизменна: она в том, чтобы читателем постоянно «ощущался весь простор и вся неукротимость американского континента».
«Гипертрофия чувства»
Эпический цикл составляют прижизненно опубликованные романы «Оглянись на дом свой, Ангел» (1929) и «О времени и о реке» (1935), а также посмертно напечатанные «Паутина и скала» (1939) и «Домой возврата нет» (1940; в рукописях все четыре книги представляли собой единый рассказ, который был подразделен на отдельные части, главным образом, стараниями М. Перкинса, многолетнего редактора и близкого друга Вулфа, он выведен в повествовании под именем Лис Эдвардс). Свой замысел автор характеризует как «историю художника... вышедшего из самой простой семьи и познавшего всю боль, все заблуждения, всю потерянность, через которую проходит каждый человек земли».
Вулф тоже вырос в среде заурядных обывателей, в глухой провинции: Эшвилл в его книгах назван Альтамонтом, а затем Либия-Хиллом. Однако с юности писатель ощущал себя наследником всего исторического опыта, связанного с формированием американской нации, и участником продолжающегося социального эксперимента, который должен сделать его страну идеальным обществом, где воцарится абсолютная свобода личности, чья жизнь подчинена творческому дерзанию и поиску высших духовных истин.
Автобиографический герой Вулфа родственен Фаусту, устремленному к конечной гармонии и нетленной красоте, вопреки хаосу, уродству и жестокости, с которыми ему приходится день за днем сталкиваться в обществе, порабощенном мелочными своекорыстными интересами. Суть великого эксперимента, в который превращает свою жизнь этот персонаж, определяется его стремлением преодолеть отчужденность между людьми, наполнив реальным смыслом представление о жизни как об альтруистическом искании абсолютных ценностей. Общность этого идеала создает непрерывающуюся преемственность от поколения к поколению - мотив, предопределивший важность темы отца, с которым герою необходимо установить непосредственный контакт и постоянное живое общение, как бы побеждая физические законы бытия. Свои отношения с окружающими герой также подчиняет органичному для него представлению о естественной общности всей человеческой семьи, но в реальности он сталкивается с эгоизмом, скепсисом или интеллектуальной изощренностью, подавляющей спонтанные порывы души. Несовместимость героя, чьим главным отличительным свойством критики называют «гипертрофию чувств», и мира, где преобладает расчетливость на грани цинизма, составила один из основных конфликтов, которые проходят через всю историю жизни Ганта / Уэббера.
Травмированный уже самыми первыми соприкосновениями с действительностью, этот герой, однако, остается антагонистом «потерянного поколения» (см. ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ), так как не ощущает своей чужеродности по отношению к воспитавшему его миру, напротив, он мечтает о родственном единстве с этим миром, о возвращении «домой». Понятие «дом», включающее в себя Эшвилл времен юности героя, но также и поэтичность детского восприятия жизни вместе с ощущением ее незамутненной гармонии, приобретает ключевое значение в творчестве Вулфа, придавая его прозе интенсивный лиризм и яркую метафоричность.
Скитания и возвращения
Время действия в романах Вулфа охватывает несколько десятилетий от Гражданской войны 1861-65 (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США) до «Великой депрессии» начала 1930-х годов. Однако история воссоздается только через ее отслоения в памяти героя и эмоциональные отголоски: идея реконструкции прошлого отвергнута, прошлое интересует автора лишь в тех случаях, когда оно становится нестирающейся памятью, вне зависимости от объективного значения событий, оказавших особенно сильное воздействие на сознание героя в юности (романы о Ганте) или зрелости (романы об Уэббере). Скитания героя вдали от «дома» и постоянные возвращения в город его детства оказываются и странствиями во времени, также возвращающими его к нескольким эмоционально самым значительным моментам собственной жизненной истории или истории близких предков Ганта / Уэббера. Эпическое повествование Вулфа строится как роман-поток, чаще всего лишенный четко обозначенных конфликтных линий, кульминаций и развязок.
Вместе с тем у Вулфа нашли непосредственный отголосок важнейшие события его эпохи: мировой экономический кризис (который и сделал невозможным возвращение Уэббера «домой», так как мир его детства - реальный и порожденный иллюзиями героя - исчез навеки), триумф фашизма в Германии, где разворачивается действие ряда эпизодов романа «Домой возврата нет». Умудренный социальным опытом герой по-новому оценивает собственную ситуацию в социуме между двумя мировыми войнами. Перемена имени героя в заключительных томах эпопеи должна была, по мысли автора, подчеркнуть существенность изменений, которые произошли в его самосознании.
По сравнению с первыми двумя томами, завершающие разделы цикла отмечены тяготением к конкретике картин социальной жизни и намного более интенсивным, чем прежде, использованием монтажа, при помощи которого, как в «Листьях травы» его учителя У. Уитмена (см. УИТМЕН Уолт), оказывалось возможно, по убеждению Вулфа, создать панорамный всеохватывающий образ действительности во времена грандиозных исторических потрясений. Смерть от менингита не позволила Вулфу полностью осуществить свой замысел.